Итоговый обзор 2011

Ситуационные центры в фокусе внимания профессионалов

7 июля в Москве прошла конференция «Ситуационные центры: фокус кросс-отраслевых интересов», организованная Издательским домом «Connect». В мероприятии приняли участие более 160 руководителей и специалистов из органов государственной власти и коммерческих структур. Пленарная сессия конференции была посвящена общим тенденциям, технике и технологиям в ситуационных центрах, в рамках специализированных секций обсуждались вопросы развития СЦ в органах государственной власти и в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации.

Открыл конференцию заместитель начальника управления информационных систем (УИС) Спецсвязи ФСО России профессор Николай Ильин. Напомним, что ФСО России является «идеологом» и координатором процесса развития системы ситуационных центров в нашей стране, осуществляет методическое сопровождение работ по созданию СЦ органов государственной власти. Обратить на это внимание стоит и коммерческим организациям: поскольку сегодня речь ведется о создании уже не отдельных СЦ в интересах руководителей конкретных структур, а о сети ситуационных центров, т. е. о необходимости взаимодействия различных СЦ, основные проектные решения целесообразно согласовывать с ФСО. Это необходимо, если руководство той или иной корпорации намерено взаимодействовать с органами госвласти, полномочными представителями Президента и высшим руководством страны при принятии важных управленческих решений. Профессор Ильин отметил, что ФСО не предполагает рассматривать конкретный функционал и технические средства, которые будут использоваться в СЦ коммерческой организации. Речь идет об обеспечении совместимости программно-аппаратных комплексов и информационных ресурсов различных ситуационных центров, чтобы они могли стать частью единого информационного ресурса страны.

 

«Во всех развитых странах существуют ситуационные центры, хотя называться они могут по-разному,  – сказал профессор Ильин. – Если сопоставлять их с российскими, то по программно-аппаратному оснащению они практически идентичны. Но по контенту, моделям, методам, алгоритмам выработки решений мы отстаем». Программно-аппаратные комплексы – лишь «нижний слой», который составляет 10–15% оснащения СЦ. Основные составляющие ситуационного центра – информационные ресурсы, средства представления и визуализации информации, инструментально-моделирующие средства и инструменты анализа и прогнозирования, которые вместе составляют систему подготовки и принятия решений. Это также надежные телекоммуникации, информационная безопасность и подготовленный персонал.

 

Выработка эффективных решений требует привлечения экспертов из различных сфер, которые могли бы в том числе подключаться к работе удаленно по различным каналам. Интеграция предложений экспертов в СЦ позволит создать «коллективный разум» для поиска оптимальных решений.

 

Большое значение для нашей страны с ее обширной территорией имеют системы видеоконференцсвязи и следующая ступень их развития – технологии Telepresence, а также выносные (мобильные) комплексы ситуационных центров.

 

Инструментально-моделирующая платформа ситуационного центра должна обеспечивать обработку всех видов информации – текстовой, графической, мультимедийной и пр. Такие платформы – унифицированные программные решения, позволяющие строить на их базе функцио­нальные приложения для управления тем или иным объектом, есть у отечественных разработчиков…

 

Особое внимание докладчик обратил на вопросы управления проектами, важные для нашей страны, в которой сейчас реализуются более 50 государственных программ и ряд национальных проектов. Управление подразумевает не только сбор контрольных цифр и составление отчетов, но и информирование широких слоев общественности о достигнутых результатах, а также обратную связь – в виде результатов социологических исследований, обработки данных СМИ и др., о том, насколько эффективно реализуются мероприятия в рамках выполнения тех или иных программ и в какой мере население ощущает их эффект. При создании систем управления проектами необходимо переходить на сетевые графики, где указаны сроки, даты, ответственные лица.

 

Руководство страны поставило задачу подготовки 2 млн модернизаторов – руководителей, способных реализовывать инновационные проекты. Готовить их можно с помощью учебных СЦ. Идея создания такого СЦ на базе технологий 3D и «виртуальной реальности» сейчас прорабатывается.

 

Что касается коммерческих организаций, то ситуационный центр, который, по словам профессора Ильина, «изначально создавался правильно»,  – СЦ ОАО «РЖД». Приказ о создании ситуа­ционного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуа­циями «Российских железных дорог» был подписан в ноябре 2010 г. О его сегодняшней деятельности рассказал начальник СЦ ОАО «РЖД» Дмитрий Кирпичев. Центр охватывает четыре основных функциональных направления: безопасность движения поездов (мониторинг нарушений технических и технологических норм и правил эксплуатации железнодорожного транспорта); транспортная безопасность (реа­гирование на противоправные дей­ствия); пожарная без­опасность; мониторинг сложных воздействующих метеоусловий. Центр объединяет все диспетчерские службы функциональных хозяйств в структуре РЖД. Особенно хорошо развита техническая система диагностики и контроля состояния подвижного состава и инфраструктуры, в том числе пути, с возможностью автоматического съема данных и автоматизированного анализа полученной информации. Есть в структуре СЦ оперативный и аналитический отделы. Эксперты аналитического отдела используют автоматизированную систему факторного анализа информации, поступающей от дежурной смены. Предусмотрены штатный режим работы (по предупреждению происшествий и ЧС) и нештатный (на случай ликвидации последствий ЧС). Сегодня продолжаются работа по дальнейшему оснащению СЦ, совершенствованию нормативной базы, организации необходимых регламентов взаимодействия, а также разработка автоматизированной системы управления ситуационным центром.

 

Сеть СЦ как элемент госуправления

Информация о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, передаваемая органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, поступает в Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС РФ (НЦУКС), открытый три года назад. Структурные подразделения Центра, созданные во всех федеральных округах страны, являются головными структурами в области защиты населения на территории России. Взаимодействие НЦУКС с федеральными органами, обмен данными осуществляются в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сформировано более 40 функциональных подсистем, обеспечивающих координацию действий органов управления, сил, средств и материальных ресурсов, используемых для организации мониторинга, прогнозирования и ликвидации последствий ЧС. Выступая на конференции, начальник управления организации взаимодействия Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС РФ Сергей Кошлаба остановился на проблемах, связанных с межведомственным взаимодействием. В частности, они касаются вопросов организации доставки спасателей в труднодоступные районы, зонирования ответ­ственности спасательных формирований, порядка урегулирования совместных действий с бригадами энергетиков. Последовательная работа в данном направлении не должна прекращаться. Представитель НЦУКС обратился к участникам мероприятия с просьбой стать проводниками в своих структурах, организациях или компаниях требований МЧС, немедленно сообщать о фактах или угрозах чрезвычайных ситуаций в СЦ или единые диспетчерские службы районов. Четкие своевременные действия помогут спасти жизни людей или предотвратить наступление нежелательных последствий.

 

МЧС РФ располагает самым богатым, а потому и наиболее ценным опытом создания и эксплуатации СЦ в нашей стране. Ключевыми информационными зонами НЦУКС являются ситуационные центры оперативной дежурной смены, федерального штаба, экспертов оперативного штаба министерства и зал пресс-конференций. В каждом из них используются свои технологии, поскольку методика работы залов существенно различается, исключая возможность «слепого» копирования одних и тех же информационных и программно-технических средств.

 

Дежурная смена НЦУКС взаимодействует на федеральном уровне с 24 органами управления. Как правило, большинство возникающих вопросов связаны с информационным взаимодействием и автоматизацией определенных процессов. В МЧС оборудован класс подготовки и обучения сотрудников дежурной смены – важный аспект эффективной работы СЦ. Многие компании разрабатывают технологии для использования в СЦ, но лишь единицы уделяют внимание методикам обучения специалистов работе с ними. И это сегодня одна из актуальных задач. Используя классический метод «натаскивания», по мнению заместителя начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС РФ по информационному и программному обеспечению Владимира Курочкина, невозможно добиться хороших результатов обучения сотрудников СЦ. Навыки грамотной работы в сложных ситуациях прививаются с помощью метода ролевых игр, реализуемого на основе тренажерных центров. МЧС предпринята попытка создания модульных тренажерных центров на базе Академии гражданской защиты. Каждый учебный класс представляет собой кафедру и в любой момент может подключиться к СЦ в режиме онлайн.

 

Недавняя авария на АЭС Фукусима-1 еще раз показала, что нельзя недооценивать важность координации работы нескольких СЦ и отраслевых центров принятия решений. В первые сутки развития кризисной ситуации была организована схема взаимодействия в режиме видеоконференции НЦУКС и ситуационными центрами Росатома, Росгидромета, Минтранса, Росрыболовства и Роспотребнадзора. Но проблемы взаимодействия были. В частности, оказалось недостаточно данных, чтобы выполнить анализ и произвести точные расчеты.

 

Совместными усилиями предстоит обеспечить четкое распределение функций СЦ различных уровней. Но, пожалуй, основная задача связана с аналитикой. По словам Владимира Курочкина, накапливается критический объем оперативной информации. Это позволяет выполнять хороший первичный анализ. Однако работы в данном направлении еще много. Лишь недавно появилось понимание, что должна представлять собой эффективная аналитическая система, оперирующая многочисленными показателями. В сегменте решений для оперативного выполнения расчетных задач, моделирования возможного развития ситуации пока не так много игроков. Расчетные модели, предлагаемые имеющимися научными учреждениями, не отвечают требованиям министерства.

 

Во многих докладах на конференции речь шла о развитии СЦ в интересах повышения эффективности управления компанией, ведомством, регионом, о формировании на базе ситуационных центров единой системы управления для органов государственной власти. Заместитель начальника департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД России Юрий Пашков акцентировал внимание на вопросах эффективности анализа информации, необходимой для принятия решений сотрудниками органов внутренних дел в повседневной деятельности. С вступлением в силу Закона «О полиции» в системе МВД России начались масштабные преобразования. Неслучайно представитель министерства начал свое выступление с приглашения участников форума к совместной работе по осознанию задач, стоящих сегодня перед органами внутренних дел, и поиску путей их решения. В частности, Концепцией информатизации МВД России предусмотрено обеспечение комплексной автоматизации управления органов внутренних дел на основе ситуационных центров. В условиях коренного преобразования министерства, модернизации его инфраструктуры, обновления личного состава, а также порядка взаимодействия граждан и представителей ОВД заново переосмысливается накопленный багаж информационных технологий, программно-технических комплексов и систем, которыми оснащены рабочие места сотрудников МВД России. При этом активно обсуждается вопрос, как использовать в деятельности полиции возможности диспетчерских и ситуационных центров, уже созданных в регионах.

 

В рамках модернизации ин­фраструктуры подразделений министерства к настоящему времени проведено дооснащение более 4, 5 тыс. объектов (около 60%). Как ожидается, к 2014 г. все объекты будут объединены в IP-сеть пропускной способностью до 2 Мбит/с. Планируется также построить единую систему санкционированного удаленного доступа, перейти на электронный документооборот, обеспечить межведомственное информационное взаимодействие, а также предоставление в электронном виде всех 48 услуг, оказываемых министерством. В ходе информатизации министерства используется большое количество ресурсов, предназначенных, как отметил Юрий Пашков, не только для того, чтобы обеспечить сбор информации и ведение учета, а прежде всего для того, чтобы получить социально и общественно значимые результаты.

 

В процессе реализации меро­приятий по программе «Безопасный город» как одного из слагаемых ситуационного управления в регионах страны внедряются комплексные системы, программно-аппаратные комплексы, позволяющие зафиксировать факт правонарушения и оперативно принять меры к его пресечению, обеспечивающие анализ оперативной обстановки, ведение видеоархива, материалы которого могут стать доказательством в суде. Опыт, который накапливается по мере их использования, позволит выйти на новый уровень качества охраны правопорядка в стране. Значение таких систем, обладающих функциями автоматического сбора данных и фиксации правонарушений, в условиях реформирования министерства, сокращения численности полиции сложно переоценить. Они помогают собрать доказательную базу, способствуют сокращению количества совершаемых правонарушений.

 

Алгоритм использования СЦ регионального уровня в системе МВД России состоит в том, что регистрация происшествий происходит полуавтоматически. Созданная оператором карточка события передается в диспетчерский центр для обработки. Автоматически на карте города отображаются место происшествия, его тип и ближайшие к месту случившегося наряды, имеющие соответствующие средства отображения информации. Каждый из них согласно территориальной подчиненности вправе прибыть на место происшествия, чтобы оперативно принять необходимые меры. Информация о случившемся фиксируется в системах учета. Что касается ситуационного центра МВД России в целом, то Юрий Пашков пригласил разработчиков предлагать идеи с учетом концепции осуществляемых в МВД России преобразований. Это поможет построить ситуационный центр, который займет достойное место в ряду подобных объектов, оснащенных самыми современными программно-аппаратными комплексами.

 

Относительно недавно по сравнению с другими государственными ведомствами начали внедрять систему ситуационных центров в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. СЦ Роскомнадзора в каждом федеральном округе действуют на базе подразделений радиочастотной службы. На этапе создания СЦ предполагалось, что их функции не будут выходить за рамки полномочий радиочастотной службы в части регулирования, анализа и использования радиочастотного спектра на территории страны. Но непродолжительный опыт эксплуатации данных центров показал, что этого недостаточно, и функции систем СЦ были расширены. Как рассказал начальник Управления планирования и анализа данных радиоконтроля ФГУП «ГРЧЦ», Роскомнадзор, Александр Козачок, ситуационные центры обеспечивают решение задач по двум направлениям: мониторинг и оценка состояния объектов системы связи общего пользования, включая телерадиовещание; обеспечение связи органов и структур, отвечающих за ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. В целях организации взаимодействия с аналогичными центрами других структур и ведомств Роскомнадзор по собственной инициативе подписал ряд соглашений и регламентов, позволяющих обмениваться информацией. Тем не менее необходимо разработать нормативно-правовой акт, предусматривающий схему организации взаимодействия и регулирующий порядок действий всех заинтересованных органов. Принятие такого документа особенно актуально на этапе расширения сети СЦ. В частности, на базе филиалов радиочастотной службы открываются региональные СЦ в субъектах РФ. В каждом центре федерального округа Роскомнадзор планирует развернуть мобильный ситуационный центр. Первый такой СЦ, оборудованный двумя рабочими местами, появится в конце текущего года. Мобильный центр позволит обеспечить управление оперативной группой, действующей в районе ЧС. Планы по развитию сети мобильных СЦ должны быть реализованы в 2013–2014 гг.

 

Проблемам развития СЦ в органах государственной власти и возможным вариантам их решения было посвящено заседание секции, модератором которой выступил заместитель начальника управления информационных систем Службы специальной связи и информации ФСО России Александр Сунцов.

 

Заместитель министра информационных технологий и связи правительства Московской области Юрий Пегасов считает, что СЦ губернатора не может называться иначе как центр управления и принятия решений. Термин «ситуационный центр» означает возможность решения более узких отраслевых вопросов, деятельность губернатора не укладывается в эти рамки. Спектр задач, охватывающих жизнедеятельность целого региона, существенно шире. Поэтому при реализации аналогичного проекта на территории Московской области было решено, что для каждого министерства областного правительства оборудуется свой СЦ, на базе которого собирается и анализируется информация, принимаются решения, обеспечивается управление конкретной ситуацией в определенной отрасли. Но когда губернатор проводит совещание, осуществляется межведомственная координация, то взаимодействие региональных структур обеспечивается на базе регионального центра управления и принятия решений.

 

На фоне активного развития ситуационных центров для глав регионов складывается впечатление, что для создания СЦ достаточно воспользоваться «коробочным» решением. Это неверно, убежден первый заместитель директора Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра Юрий Захаров. Главное в СЦ – аналитическая «начинка» и взаимодействие с информационными ресурсами. А они в каждом субъекте РФ свои, различаются и структуры органов государственной власти, и уровни развития регионов. По­этому рекомендуется использовать типовой подход к созданию СЦ, программно-технические решения, которые успешно реализованы на практике. Суть типового подхода в том, что нельзя игнорировать проведение предварительного обследования региона. На данном этапе выясняется наличие информационных ресурсов, систем мониторинга и анализа, прогнозирования и сбора оперативных данных. Одновременно уточняются пожелания заказчика. Если он собирается открыть центр видеоконференцсвязи, то его предстоит убедить в том, что СЦ – это комплексный пункт управления территорией, предоставляющий возможность решения стратегических вопросов социально-экономического развития региона.

 

Представляя опыт создания городской службы видеоконференции, сформированной на базе единой мультисервисной телекоммуникационной сети, начальник отдела межведомственного взаимодействия Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности СЦ Санкт-Петербурга Татьяна Голованова остановилась на специфике работы регионального центра и проблеме обеспечения санкционированного доступа к информационным системам. Представители отраслевых комитетов составляют 60% пользователей Санкт-Петербургского СЦ, сотрудники администраций районов – 30% и работники федеральных ведомств – 10%. По мере увеличения количества пользователей, систем и баз данных возникла необходимость создания центра управления доступом к системам СЦ на базе специализированного программно-аппаратного комплекса.

 

О проблемах, выявленных в результате внедрения Системы 112 в Курской области, и характере телефонных обращений рассказал с трибуны конференции начальник центра информационно-коммуникационных технологий ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России Сергей Агеев. С начала 2010 г. в Систему 112 поступило 400 тыс. звонков. И только 27% всех обращений были связаны с вызовом экстренных оперативных служб. Как выяснилось, в области отсутствует система диспетчерского управления бригадами скорой медицинской помощи. Еще одна проблема заключается в том, что инфраструктура субъектов Российской Федерации не готова к созданию Системы 112. Понимая важность и комплексность этой задачи, МЧС выступило инициатором разработки Федеральной целевой программы по созданию Системы 112. Концепция программы уже подготовлена и направлена в органы исполнительной власти для согласования. Сергей Агеев передал также просьбу представителей Минздравсоцразвития о создании типового комплекса управления бригадами скорой медицинской помощи.

 

На импровизированной выставке, организованной в рамках конференции, компания «Протей» представляла решения, предназначенные для создания ситуационных центров. Один из самых известных проектов этой компании, активно работающей на рынке госсектора,  – Система 112, который реализован в пилотном режиме в Курской области. Частью Системы 112 является ситуационный центр, к которому достраиваются другие модули и подсистемы. По словам руководителя направления «Ситуационные центры и 112» компании «Протей» Александра Бреганова, если несколько лет назад СЦ проектировались в расчете на решение задач, стоящих перед службами экстренного реагирования, то сегодня, как свидетельствует опыт работы в данном сегменте, функциональность СЦ значительно шире. Комплексные ситуационные центры предназначены для решения любых задач, связанных с обеспечением безопасности. В связи с этим «Протей» рассматривает СЦ как ядро всех систем безопасности. В современный ситуационный центр стекается информация от многочисленных подсистем в рамках крупной компании, корпорации, субъекта, федерального округа или страны в целом. Актуальность такого подхода к проектированию СЦ подтвердилась во многих выступлениях на конференции.

 

О важности обсуждаемых в рамках конференции решений для предприятий транспортной сферы говорили представители Башкортостана. В республиканском транспортном министерстве вплотную занялись данной темой, после того как руководством республики была поставлена актуальная для многих российских регионов задача навести порядок в общественном транспорте. В ходе специальных рейдов выяснилось, что приблизительно две трети перевозчиков не имеют лицензий, не заключают договоры с муниципалитетами. Поэтому было решено обеспечить диспетчеризацию и контроль за расписанием движения транспортных средств всех форм собственности с использованием технологий ГЛОНАСС. Как рассказал на конференции заместитель председателя Госкомитета Башкортостана по транспорту и дорожному хозяйству Андрей Быковский, в настоящее время в столице республики действуют два пилотных маршрута. Курсирующие по ним транспортные средства оборудованы средствами ГЛОНАСС. Сейчас в республике завершается разработка целевой программы по внедрению технологий ГЛОНАСС на транспорте.

 

СЦ на службе ТЭК

С точки зрения общих целей и задач работы, организационной структуры, режимов функционирования ситуационные центры предприятий топливно-энергетического комплекса схожи с СЦ других отраслей, хотя каждый СЦ имеет свою специфику. Принципиальным моментом в работе СЦ является наличие информационного обмена как со структурами, непосредственно входящими в ТЭК страны, так и с другими структурами – органами исполнительной власти, предприятиями других отраслей, международными организациями (например, МАГАТЭ).

 

Специфика Ситуационно-кризисного центра (СКЦ) «Росатома» связана с тем, что сами предприятия, мониторинг безопасности которых выполняет СКЦ, весьма разнородные. Как сообщил Сергей Смирнов, заместитель директора ФГУП СКЦ «Росатом», среди 31 работающего блока десяти атомных станций нашей страны нет двух одинаковых, кроме того, мониторинг охватывает различные заводы, НИИ, сферу радиационной медицины и пр.; после перевода под управление корпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот» добавилась задача мониторинга крупных мобильных объектов. Источники информации распределены географически. Соответственно должны существовать точки концентрации информации и система ее передачи в центр.

 

Система управления «Росатома», частью которой является СКЦ, имеет два уровня – отраслевой и объектовый. Основная специфика сосредоточена на объектовом уровне. Поставлена цель, чтобы система мониторинга обеспечивала непрерывный расчет и отражение индекса без­опасности объектов мониторинга. Концепция достижения этой цели сейчас разрабатывается совместно с Институтом проблем безопасного развития атомной энергетики РАН.

 

Ключевая идея состоит в том, что СКЦ обеспечивает два контура получения информации: традиционный (с участием людей) и телеметрический. Телеметрия должна реализовать возможность получения критически важной информации в случаях, когда традиционный контур не срабатывает (поскольку люди не всегда оперативно реагируют на события).

 

На уровне информационных потоков принципиально важным является наличие «интеграционной шины». «Поднимать» до уровня СКЦ огромное количество данных, характеризующих технологические процессы на разнообразных объектах, нецелесообразно. Поэтому должны существовать точки сбора и обработки первичной информации. При таком подходе логично выглядит наличие Кризисного центра ОАО «Концерн Росэнергоатом», который концентрирует у себя первичную информацию с атомных станций и передает на уровень СКЦ определенную ее часть.

 

В качестве ключевой проблемы развития ситуационных центров на современном этапе Сергей Смирнов указал недостатки постановки аналитической части. Если вопросы оперативного мониторинга более-менее ясны, как по сути, так и с точки зрения технологической реа­лизации, то аналитическая часть требует глубокой, в частности, научной проработки. И здесь делаются еще только первые шаги.

 

Заместитель руководителя ФГАУ «Ситуационно-аналитический центр Минэнерго России» Юрий Портянников считает самой сложной задачей сбор своевременной и объективной информации, и обмен опытом в этой области был бы весьма полезен. Особенность САЦ Минэнерго в том, что он не затрагивает вопросы управления производ­ственными процессами, но собирает информацию о нештатных ситуациях в топливно-энергетическом комплексе и доводит ее до руководства министерства и заинтересованных органов исполнительной власти.

 

В структуре САЦ имеются оперативная служба, задача которой – сбор и предоставление информации, и экспертно-аналитическая служба, которая на данном этапе занимается наполнением и верификацией базы данных и подготовкой аналитических документов. Таких итоговых документа два – оперативная сводка, которая готовится ежедневно, и справка-доклад по чрезвычайной ситуации в случае ее возникновения. Причем на то, чтобы проинформировать руководство министерства о ЧС, отводится 20 минут и 2 часа – на уточнение информации. Кроме того, САЦ отслеживает развитие ситуаций, складывающихся в ТЭК, например, таких как «бензиновый кризис». Времени на принятие решения мало, информацию нужно получать быстро, и для этого необходимо автоматизировать ряд процессов. Планируется создать программно-технический комплекс САЦ Минэнерго, к настоящему времени уже определена его архитектура.

 

Ситуационно-аналитический центр ОАО «ФСК ЕЭС» обеспечивает работу штабов ФСК. Заместитель руководителя САЦ ФСК ЕЭС Роман Семенов рассказал о дополнительных средствах технической поддержки работы штабов ФСК ЕЭС – мобильном индивидуальном комплексе связи (МИКС) и мобильном ситуационно-аналитическом центре (МСАЦ).

 

МИКС предназначен для информационной поддержки дея­тельности руководящих лиц при оперативном управлении ходом аварийно-восстановительных работ непосред­ственно на объектах. Комплекс обеспечивает спутниковую связь с центральным офисом, передачу видеоинформации с места проведения работ, а также подготовку и печать документов. По два комплекта МИКС имеются сейчас в каждом МЭС и четыре – в исполнительном аппарате ФСК ЕЭС.

 

МСАЦ был реализован в этом году на базе двух автомобилей (мобильный комплекс связи и мобильный пункт управления). Помимо систем связи, удаленного доступа к корпоративной сети передачи данных и сети ВКС ФСК ЕЭС, средств работы с документами МСАЦ оснащен всеми необходимыми системами жизнеобеспечения и может работать в условиях отсутствия внешних коммуникаций. Для контроля местоположения МСАЦ используются системы ГЛОНАСС и GPS.

 

Центр мониторинга состояния защищенности и функционирования объектов ОАО «РусГидро» был создан в прошлом году. Это позволило наладить информационный обмен в круглосуточном режиме с объектами компании и САЦ Минэнерго России. Как рассказал руководитель Центра Игорь Китченко, сейчас в работе Центра мониторинга используются имеющиеся корпоративные информационные системы. К середине следующего года планируется ввести первую очередь автоматизированной системы Центра мониторинга, которая обеспечит Центр необходимыми средствами сбора и отображения информации, позволит включить в контур мониторинга новые информационные системы, АСУ ТП, обеспечить взаимодействие с оперативными дежурными службами органов исполнительной власти, активизировать усилия по анализу и прогнозированию рисков ЧС. В качестве пилотной площадки для внедрения новой системы выбрана Волжская ГЭС. В 2012 г. предполагается развивать геоинформационную систему ТЭК, а также провести совместные тренировки с САЦ Минэнерго и другими диспетчерскими структурами и информационными центрами.

 

Унификация, взаимодействие, защита

Ключевые вопросы, требующие решения в свете тематики конференции, обозначил в своем докладе Игорь Ишеев, технический директор компании POLYMEDIA. Это унификация и совместимость технических решений, информационное взаимодействие и защита информации. Для эффективной работы любого СЦ требуется соблюдение баланса между тремя основными компонентами: кадровым обеспечением, информационным обеспечением и программно-техническим обеспечением. В зависимости от специализации СЦ его кадровое и информационное обеспечение будет определяться задачами, которые решаются в СЦ, а техническое обеспечение СЦ различной специализации может быть типовым. Часто на аппаратной платформе одного и того же СЦ различные группы пользователей могут решать различные задачи.

 

Вопрос унификации технических решений имеет непосредственное отношение к задаче создания единого информационного пространства СЦ. По мнению Владимира Бакина, исполнительного директора ОАО «Концерн «РTИ Системы», максимального эффекта от использования ситуационных центров можно добиться в том случае, если СЦ разных всех уровней государственного управления будут работать в едином информационном пространстве, т. е. когда их объединит специализированная интегрированная информационно-правовая система и будет определен состав типовых информационно-аналитических продуктов для СЦ регионов. Это является важным условием информационной интеграции СЦ субъектов РФ в единую систему ситуационных центров органов государственной власти, создаваемую ФСО РФ, обеспечения вертикального и горизонтального взаимодей­ствия СЦ различной подчиненности в объеме как телекоммуникационных, так и информационных услуг (удаленный доступ и совместная работа с информацией).

 

Применительно к системе отображения СЦ, как считает генеральный директор ООО «АР Технологические Исследования» Александр Садчихин, тоже должны выполняться требования унификации состава и параметров технических средств, как минимум, в части источников информации, унификации алгоритмов работы интегрированных систем управления и решений по информационной безопасности. Кроме того, для создания эффективно действующей системы СЦ необходимо, чтобы соблюдались единые правила подготовки и хранения контента в части визуализации источников информации, системы управления различных СЦ для показа видеомоделей на экране коллективного пользования (ЭКП) работали по единому алгоритму, а ПО для подготовки и показа информации на ЭКП было интегрировано в информационно-аналитические системы и программно-аппаратные комплексы верхнего уровня.

 

В пользу унификации решений говорит и опыт компаний, занимающихся строительством и эксплуатацией ситуационных центров. По словам Владислава Берента, первого заместителя руководителя группы компаний «Аркан», специфика построения СЦ зависит в первую очередь от задач, которые ставятся при его создании. Поэтому существуют особенности СЦ для различных потребителей, например МВД, ТЭК и коммерческих организаций. Вместе с тем, ситуационные центры для ГИБДД, МЧС, МВД хотя и будут иметь существенные особенности по решаемым задачам, но, как считает Владислав Берент, принципиального отличия по технологическим решениям, используемым непосредственно в самих СЦ, не будет.

 

Проблему унификации аппаратно-программного обеспечения одновременно с проблемой защиты информации и сегодня пытаются решать разработчики. Один из них – ОАО «Научно-производственное объединение Русские базовые информационные технологии». Как отметил в своем выступлении генеральный директор ОАО «НПО РусБИТех» Владислав Ляпин, применение унифицированных защищенных программных платформ при создании СЦ позволит не только эффективно решить задачу, но и сократить сроки разработки, облегчить решение задачи обеспечения функционирования в России СЦ в едином информационном пространстве, а разработчикам – российским компаниям – сосредоточиться на разработке функционального программного обеспечения. Компания имеет серьезные наработки в области создания доверенной аппаратно-программной платформы для защищенных автоматизированных информационных систем. В основе унифицированной программной платформы, созданной ОАО «НПО РусБИТех», лежит ОС Astra Linux. К главным преимуществам операционной системы специального назначения Владислав Ляпин отнес использование в качестве основы свободного ПО, наличие исходных текстов всех составных частей, интеграцию механизмов защиты информации в ядро ОС, а также применение встроенных в ядро ОС механизмов защиты информации всеми компонентами ОПО из состава ОС Astra Linux Special Edition.

 

Информационная безопасность в СЦ

Первый заместитель начальника Управления ФСБ России Виктор Гаврилов остановился на некоторых проблемах обеспечения информационной безопасности в ситуационных центрах. «Ситуационный центр лишь тогда чего-то стоит, когда он умеет защищаться,  – сказал докладчик, перефразируя известное высказывание. – Последствия вмешательства в систему управления производственного комплекса ТЭК, транспорта, опасного производства сравнимы с последствиями теракта».

 

Одна из основных проблем – определенное отставание технологий защиты информации от информационных технологий общего применения. Зачастую разработчик информационной системы легко убеждает заказчика использовать самые современные технологии, ПО, не учитывая, что для них еще нет сертифицированных решений по безопасности. В результате непосредственно в ходе построения системы приходится заниматься адаптацией, доработкой средств защиты, что оборачивается дополнительными временными и финансовыми затратами. Поэтому, начиная создание информационной системы, в том числе для СЦ, нужно оценить необходимый уровень ее защиты и имеющиеся на рынке средства, ориентируясь на готовые сертифицированные решения.

 

Другая проблема связана с тем, что при проектировании систем нередко «забываются» требования стандартов и нет ясного понимания, какие конкретно процессы требуется автоматизировать, с какими контр­агентами и в каких точках происходит информационный обмен.

 

Еще одна проблема защиты информации в современных СЦ обусловлена свойствами сложных информационных технологий. Например, если в системе аналитической обработки и принятия решений используются человеко-машинные комплексы, а базы данных превращаются в базы знаний, то неизбежно приходится применять системы автоматического программирования. В процессе их работы порождается новый исполняемый код, при этом не выполняется одно из основополагающих требований по защите от несанкционированного доступа – наличие замкнутой программной среды. В сертифицированных ФСБ сред­ствах защиты от НСД эта проблема более-менее успешно решается за счет контроля источника порождаемого кода. На практике такого рода проблемы приходится решать за счет сегментирования информационных систем и обеспечения защиты периметра на тех участках, где используются наиболее сложные технологии.

 

Виктор Гаврилов обратил внимание на наиболее распространенную ошибку при применении СКЗИ для защиты информации, не содержащей гостайну. Многие из представленных на рынке средств реализованы в виде встраиваемых библиотек и обеспечивают криптографическую защиту для областей оперативной памяти. Однако потребителю требуется защита объектов пользовательского уровня, поэтому СКЗИ начинают встраиваться в прикладное ПО, что иногда может привести к некорректному вмешательству в реализацию криптографических функций. Необходимо осуществлять оценку корректности их встраивания в прикладное ПО и оценку влияния программно-аппаратного окружения на реализацию целевых функций СКЗИ либо ориентироваться на готовые, функ­ционально законченные решения с технологией криптографической защиты.

 

Тему защиты информации продолжил Виталий Сергиенко, начальник Управления защиты информации в информационно-коммуникационнных системах департамента экономической без­опасности НК «Роснефть». Он рассказал о сложностях, с которыми сталкиваются коммерческие предприятия при организации информационного взаимодействия с органами государственной власти. Первая проблема связана с необходимостью получения ситуационным центром МЧС информации от АСУ ТП в реальном времени. Классическая схема защиты АСУ ТП предполагала защиту от физического доступа к модулям системы со стороны злоумышленников. При включении комплексов АСУ ТП в общее информационное пространство и с учетом роста киберугроз физическая охрана объектов перестает быть гарантией от террористических атак. Между тем системы обеспечения информационной безопасности большинства АСУ ТП не рассчитаны на условия подключения внешних потребителей информации. Возникающие риски связаны не только с потенциальной возможностью злоумышленника вмешаться в технологический процесс, но и с нереальностью даже определить сам факт или попытку несанкционированного доступа. Решать эту проблему можно только путем совместной работы технических служб СЦ, органа госвласти и коммерческих организаций по согласованию способов технической реализации информационного взаимодействия.

 

Немаловажная составляющая такой работы – нормативное обеспечение информационного взаимодействия. Вопрос касается регулирования государством самого процесса раскрытия какой-либо информации, принадлежащей коммерческим организациям. В большинстве нормативных актов не фигурирует понятие «собственник информации», а информационное взаимодействие коммерческих структур с государственными органами без использования материальных носителей (т. е. прямое подключение представителей госорганов к информационной системе компании, обрабатывающей ее коммерческую тайну, или получение выборки данных из этой системы по линиям связи) вообще выпадает из правового поля. По мнению докладчика, единственный способ правового регулирования информационного взаимодействия двух субъектов, соответствующий действующему законодательству,  – прямые договоры между владельцем информации (коммерческим предприятием) и ее потребителем (СЦ).

 

ГИС и космическая съемка Земли

Теперь уже ни один СЦ не обходится без географически-простран­ственной составляющей. И если информационно-аналитический центр считается некоторой материализацией систем поддержки принятия решений, то, как считает Сергей Щербина из компании Esri CIS, ГИС являются душой этой материализации. От того, насколько эффективно будет представлена информация, зависит качество принятия решений. Как правило, ГИС строится по иерархической модели, и в этом смысле современные ГИС хорошо подходят для использования на всех уровнях сетей СЦ – центральном, субъектов, муниципальном. Среди задач, которые решает сегодня ГИС в составе ситуационного центра,  – динамический контроль пространственного положения и соблюдения подразделениями регламента действий с использованием систем GPS/ГЛОНАСС, планирование размещения объектов, маршрутов, зон ответственности, ситуационный анализ, моделирование развития, прогнозирование кризисных и чрезвычайных ситуаций, планирование и организация учебных мероприятий и т. д. ГИС позволяют агрегировать данные из разнородных источников в целях достижения «ситуационной осведомленности». Один из таких источников данных – космические технологии, которым на конференции были посвящены два доклада.

 

Первой об использовании инновационных возможностей космических технологий в целях информационно-аналитического обеспечения ситуационных центров рассказала Светлана Любимцева, директор по маркетингу компании «Совзонд». Данные от спутников, которых более 50, помогают решить проблему актуальности данных, поскольку съемка ведется в постоянном режиме, накоплены архивы космических снимков – до готовых продуктов с бесшовным покрытием. Центры космического мониторинга позволяют получить доступ к оперативным и тематическим данным космической съемки любых операторов спутниковых систем. Возможны и прием данных наземным комплексом непосредственно со спутника ДЗЗ, их обработка и хранение. В типовом варианте, предлагаемом компанией «Совзонд», информационно-аналитический комплекс включает в себя базы данных «Космические снимки» и «Картографическое обеспечение», информационно-аналитические системы (ИАС) «Космический мониторинг», «Поиск пространственной информации», «ГЕОСЕРВЕР». Состав комплекса масштабируемый и может быть дооснащен при появлении новых задач.

 

Важным инструментом наиболее эффективного применения пространственной информации являются геопорталы, в которых активно используются оперативные данные ДЗЗ. Геопортал, представляя собой единый интернет-ресурс, включает в себя зону открытого доступа и специальную зону  для работы соответствующих региональных или отраслевых подразделений. На своем выставочном стенде на конференции компания представила этапы и результаты работ по созданию ИАС по заказу департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.

 

В отличие от компании «Совзонд», делающей акцент на получении информации из банков данных спутниковых операторов, основой технологий, предлагаемых ИТЦ «СканЭкс», являются универсальные аппаратно-программные комплексы «УниСкан» для приема информации с более чем 15 различных спутников ДЗЗ. По словам Ильи Фарутина, менеджера по продуктам ИТЦ «СканЭкс», в настоящее время в мире функционирует около 60 таких приемных комплексов. На территории России аппаратно-программными комплексами «Уни­Скан» оснащены три ведомственные сети приемных центров на базе предприятий Министерства природных ресурсов, Министерства по чрезвычайным ситуациям и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. На базе комплексов «Уни­Скан» построена и собственная сеть приемных центров ИТЦ «СканЭкс», покрывающая всю территорию России и позволяющая за месяц принимать до 20 Тбайт информации. Замыкают технологическую цепочку компании геопортальные сервисы, позволяющие создавать различные web-картографические решения 2D и 3D с совместным использованием растровых и векторных данных, а также атрибутивной информации. Примером таких решений является КОСМОПЛАН НЦУКС – геопортал системы космического мониторинга МЧС России, обеспечивающей решение задач мониторинга гидрологической обстановки, природных пожаров, лавиноопасных участков, ЧС и ликвидации их последствий и формирующей базовую подложку для системы оперативного управления МЧС.

 

С возможностями картографического 3D-геопортала, созданного на базе технологии ScanEx Web-GIS Geomixer и обеспечивающего реалистичную 3D-визуализацию картографических данных, результатов космической съемки и оперативной обстановки с учетом особенностей ландшафта, участники конференции могли ознакомиться на выставочном стенде компании.

 

Системы отображения информации

Как отметил Игорь Ишеев, сегодня произошел скачок в направлении улучшения одного из самых критичных параметров данного типа дисплейных систем. Замена лампового источника света LED-подсветкой увеличила ресурс работы проекционного модуля с 10 до 80 тыс. часов. Основными преимуществами LCD-видеостен по сравнению с видео­стенами на проекционных модулях являются их меньшая толщина (300 мм вместо 650–700 мм) и меньшее энергопотребление, а значит, меньший шум вентиляторов охлаждения, не требующий применения мер для шумоизоляции экрана коллективного пользования (ЭКП). Сегодня для построения видеостен созданы LCD-модули с суммарным зазором в 5, 2 мм (разрешение – 1920Ч1080 при диагонали 55”). Они позволяют отображать картографическую и табличную информацию, насыщенную мелкими деталями. Один из примеров перспективной технологии для построения систем отображения информации – модульный лазерно-фосфорный дисплей, в котором формирование изображения осуществляется пучком лазеров на фосфорном экране. Такие дисплеи имеют высокую яркость свечения экрана, большой срок службы дис­плея и меньшее энергопотребление.

 

То, что технологии отображения информации шагнули далеко вперед, подтвердил в своем выступлении и Михаил Зернов, заместитель директора компании «ВИАТЕК». Но с учетом разнообразия задач и назначения ситуационных центров сегодня нет смысла привязываться к какой-то одной технологии. При создании систем видеоизображений используются безламповые (LED) видеостены, тонкошовные LCD-панели, системы обратной проекции, а также легковесные видеокубики (tiles). По мнению Михаила Зернова, преимуществами tiles-технологии являются минимальный по сравнению с тонкошовными LCD-панелями размер шва, более высокое разрешение по сравнению с безламповой LED-технологией и LCD-панелями, низкая стоимость эксплуатации, а главное – более высокая яркость и возможность собирать практически безграничное видеополе с высоким разрешением. Технология MicroTiles использовалась в НЦУКС МЧС, ДДЦ Горьковской железной дороги филиала ОАО «РЖД».

 

Но те возможности, которые предоставляют сегодня технологии отображения информации и ГИС, необходимо еще правильно и эффективно отображать. Дело в том, что для аналитической работы в СЦ используются видеомодели от различных баз данных или других источников информации, которые могут представляться на экране коллективного пользования одновременно. Также возникает необходимость представления на ЭКП источников информации с разной категорией грифа из информационных ресурсов различных ведомств и выполнения требований по ИБ с учетом возможности применения недоверенного ПО. В этих условиях представление информации на ЭКП с требуемым качеством и соблюдением требований безопасности представляет собой нетривиальную задачу, решить которую может только специально для этих целей созданная интегрированная система управления отображением на ЭКП. Не менее важно соблюдение требований по защите информации. Данной теме был посвящен доклад Александра Садчихина, в котором он рассказал о результатах разработки защищенных аппаратно-программных комплексов для СЦ. Разработанные компанией технические решения выполнены с учетом требований по информационной безопасности, что позволяет представлять на экране коллективного пользования СЦ информацию с различной категорией грифа. Они являются запатентованными отечественными разработками и уже внедрены на ряде объектов высших органов государственной власти РФ. Разработанный комплекс ПО позволяет с одного рабочего места контролировать информационные ресурсы, изменять сценарии и даже представлять их на экране. В решении применяются видеостены и видеокубы собственной разработки и производства на основе запатентованной технологии «Изображение без границ» (зазоры между видеокубами 0, 1 мм, двухламповая конструкция и вариант использования LED, автоматическое сведение цветовых оттенков видеокубов), видеопроцессор и программное обеспечение собственной разработки.

 

Перспективный опыт

Нынешняя конференция стала хорошей площадкой для обмена опытом создания СЦ. А изучать было что. Во-первых, конференция собрала по-настоящему сильную аудиторию участников. Неслучайно профессор Ильин, обращаясь к собравшимся, подчеркнул, что в меро­приятии принимает участие «интеллектуальная элита России в области новейших ИТ для ситуационных центров». Во-вторых, большинство выступлений закономерно изобиловало примерами опыта строительства СЦ, в которых достаточно подробно рассказывалось о реализованных проектах, и каждый мог найти для себя немало интересного и полезного. Наиболее показательными в этом плане были доклады системных интеграторов, но начать хотелось бы с выступления Галины Беловой, директора федерального центра управления и мониторинга сети «МегаФон».

 

В прошлом году начал работу первый в России ситуационный центр мобильной связи сети «Мега­Фон». Помимо обеспечения работоспособности сети оператора в случае чрезвычайных ситуаций в его задачу входит оповещение населения о ЧС. В рамках взаимодействия с МЧС «МегаФон» проводит оповещение по технологии Cell Broadcast или SMS. Обе технологии дают возможность оповестить абонентов, находящихся на конкретной территории. При использовании Cell Broadcast на экране телефона появляется сообщение с коротким номером МЧС. Позвонив по нему бесплатно, абонент получит информацию о ситуации. При использовании SMS абонент сразу получает необходимую информацию, и от него не требуется дополнительных действий. Обе технологии имеют как преимущества, так и ограничения, поэтому «МегаФон» считает целесообразным использовать разные технологии в зависимости от ситуации. Кроме того, оператор представил проект «МетеоФон» – сеть метеостанций и управляемых видеокамер, оснащенных газоанализаторами, которые размещаются на вышках базовых станций «Мега­Фона». Это позволит обеспечить частных лиц и заинтересованные структуры более оперативной и точной информацией о погодных условиях.

 

Первым из системных интеграторов выступила компания «АМТ-ГРУП», занимающаяся реализацией проектов в области СЦ с 2004 г., в том числе с использованием технических решений собственной разработки. Компанией успешно реализованы проекты создания и развития СЦ для Московского и Петербургского метрополитенов. Как отметил Александр Гольцов, генеральный директор «АМТ-ГРУП», среди направлений дальнейшего развития проектов – более глубокая интеграция с системами безопасности, связи и управления, распознавание ситуаций с автоматическим формированием сигнала тревоги («Толпа» – превышение средней плотности потока, «Драка» – быстрые хаотично направленные движения, «Забытые вещи» – длительно неподвижные посторонние объекты, «Проникновение человека в туннель»), интеграция в систему экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, анализ пассажиропотока.

 

В рамках проекта на Московском метрополитене компания «Техносерв» обеспечила установку средств наблюдения на подвижных составах и сетевую инфраструктуру, обеспечивающую передачу данных с вагонных видеорегистраторов по беспроводным каналам и тоннельному радиоприемному щелевому кабелю в СЦ. Говоря в целом о подходах к созданию СЦ, представитель компании «Техносерв» Андрей Хрулёв подчеркнул важность качественного проектирования и внедрения обеспечивающих систем, таких как системы жизнеобеспечения, медико-психологической помощи, связи и ПД, защиты информации, дело­производства и контроля исполнения, учета кадров и др., без чего СЦ не сможет полноценно и эффективно функционировать.

 

Реализацию не менее сложного проекта обеспечила инжиниринговая компания «ЭкоПрог». При участии ее специалистов были соз­даны ситуационные центры нового пассажирского терминала аэропорта Внуково, обеспечивающие физическую, инженерную безопасность и управление информационной инфраструктурой. Рассказывая об этом проекте, Иван Мельников, менеджер по развитию бизнеса компании «ЭкоПрог», поделился инновационной разработкой компании. Основу интерфейсного метода составляет полная матрица требований к каждой из систем СЦ. Это позволяет увязывать архитектурные, инженерные и строительные требования, взаимные требования инженерных систем, требования к СЦ, к техническим помещениям и закладке проводов, что, в свою очередь, позволяет предотвратить избыточность инженерных систем, упростить и проект в целом, и проект СЦ, а также обеспечивает эффективное развитие инфраструктуры СЦ и терминала в целом на прин­ципах унификации, модульности и масштабируемости используемых решений.

 

Вместе с тем ряд выступающих констатировали недостаточное внимание, уделяемое аналитическим комплексам в составе СЦ. В этом ключе высказался и Владимир Бакин: «Анализ практики применения СЦ показывает, что в них велика доля услуг видеоконференцсвязи. Доля же других услуг, связанных с моделированием и прогнозированием ситуации, остается небольшой».

 

Тем не менее подтверждением того, что потенциал в этом направлении существует неплохой, стал проект по созданию отраслевого ситуационного центра Федерального агентства по рыболовству, о котором рассказал Дмитрий Макаренко, директор по науке и технологиям компании INLINE Technologies. Проект предусматривал разработку и внедрение СЦ «под ключ», включая средства визуализации, средства поддержки проведения совещаний, информационно-аналитическое обеспечение, модельно-методическое обеспечение, нормативное обеспечение. Именно информационно-аналитическое обеспечение было ключевым элементом создаваемого центра, причем предполагалось анализировать как структурированные (базы данных, статистика и пр.), так и неструктурированные данные (текстовая и аудиовизуальная информация). Соответственно разработанные программные комплексы поддержки принятия решений включали: комплекс анализа неструктурированной информации, комплекс качественного ситуационного моделирования на основе когнитивных карт, комплекс имитационного динамического моделирования, комплекс статистического анализа и эконометрического моделирования. Кроме того, были разработаны методики решения задач контроля и управления и комплекс прогнозных моделей и моделей мониторинга. Процесс обработки неструктурированной информации предусматривает преобразование всей аудиовизуальной информации в текстовую форму с последующей аналитической обработкой, возможностью текстового поиска и функцией мониторинга для оповещения в случае получения информации, требующей особого внимания. Исходя из этой информации, эксперт может создавать модели на основе когнитивных карт, осуществлять сценарное моделирование, оценивать эффективность решения и таким образом поддерживать принятие решения руководителя.

 

Владислав Берент, обобщая опыт создания СЦ, накопленный ГК «Аркан», выразил уверенность, что в трех–пятилетней перспективе ситуационные центры будут эволюционировать в направлении повышения качества прогнозирования оперативной обстановки, оптимизации использования имеющихся ресурсов, сил и средств, а также применения новых средств отображения и представления информации оперативным сотрудникам.

 

Итоги

Становление системы ситуационных центров в нашей стране еще только начинается. Большинство действующих СЦ, если судить по дате основания, очень молоды, и им предстоит пройти большой путь развития. Однако уже сейчас очевидно, что речь должна идти о создании именно системы ситуационных центров, в которой СЦ различных структур могли бы взаимодействовать друг с другом, осуществлять информационный обмен,  – без этого конкретный СЦ не сможет достаточно эффективно выполнять свои функции по поддержке выработки и принятия правильных управленческих решений. Позаботиться о возможности включения СЦ в единое информационное пространство следует уже на стадии его проектирования. ФСО России как координатор процесса создания системы ситуационных центров готова к диалогу по этим вопросам со всеми заинтересованными структурами.

 

Информационные технологии, в том числе используемые при создании СЦ, развиваются высокими темпами. Но они не дадут должного эффекта без организационно-методической части, грамотного выстраивания процессов, нормативного обеспечения. А недооценка роли информационной безопасности в работе СЦ и вовсе чревата печальными последствиями. В области методологии управления, организации процессов сбора и прохождения информации, построения аналитической части предстоит еще проделать большую работу.

 

Тем важнее возможность диалога специалистов, обмена опытом. Ведь реальных наработок и достижений уже немало.